Отдых в России на море из Беларуси

Дорога домой

Одно дело плохо ехать к морю, и совсем иное – с курорта домой.

В четыре часа утра евпаторийский таксист открыл дверь и заявил: «Аннулируйте заказ, у меня забит багажник». Наши претензии о том, что мы предупреждали… никого по большому счету не взволновали. Оператор службы отвечал автоответчиком, и успокоенные морем и солнцем нервы начали опять напрягаться. Другая машина, со свободным багажником, пришла через 25 минут.

Но самым ярким эпизодом обратной дороги стала посадка в отечественный поезд в Краснодаре. Краснодар – город-миллионник, крупный железнодорожный узел, где останавливаются поезда, идущие в различных курортных направлениях. Для отправки поездов задействованы 5 путей, с которых составы стартуют каждые 15-20 минут. Поезд «Адлер – Минск» при всей его неспешности в Краснодаре стоит 8 минут. Путь и платформа, с которой отправится поезд, объявляется за 15 минут до его прибытия на станцию.

Это очень непривычная картина для белоруса. Перед единственным работающим табло на вокзале Краснодара примерно за полчаса до прибытия поезда собираются толпы людей – с вещами, колясками, детьми на руках. Все они превращаются в напряженный слух и смотрят в одну точку – на табло. Когда объявляется путь прибытия проходящего поезда, вся эта масса с низкого старта устремляется в одну узкую открытую дверь на перрон, а потом – через подземный переход на свою платформу. Когда наблюдали этот стремительный поток, казалось, что несчастный случай неизбежен. Однако на моих глазах ничего не случилось, и, судя по всему, никто на поезд не опоздал.

Путь, на который прибывает поезд в Беларусь, был объявлен в 23:00 – ровно за 16 минут до отправления. За это время нужно было преодолеть подземный переход и добежать до своего вагона. Теперь предстояло нам ринуться в узкое горлышко двери, по мере возможности не теряя человеческого достоинства.

Безбарьерная среда в Краснодаре пока создана не везде: чемодан на колесах посчитал все ступеньки в подземку, потом – три пролета наверх; немножко пробежки, и ты у вагона. В темноте, освещая фонариком наши билеты, проводница проверила совпадение паспортных данных с указанными в проездном документе. Пока поезд тронулся, мы успели пройти в свое купе и поставить вещи.

В нашей семье неисправимых оптимистов настроение было нервно-приподнятым. Мы хотели приключений, мы их получили.

Крымский расслабон

В Симферополь мы прибыли с опозданием на 45 минут. Водителей этот факт ничуть не расстроил. Буквально за полчаса до прибытия (уже с серьезным опозданием) они заглянули на сельский рынок за яблоками. Никто в салоне не возмутился. Ну и мы не стали выдавать себя за белых ворон.

Усталость – и физическая, и моральная – была такой, что далее продвигаться на общественном транспорте не представлялось возможным. Таксист предложил выдать 2000 рублей за отрезок «Симферополь – Евпатория». «В прошлом году было полторы», – буркнула я и села в машину. Уже потом, на курорте, выяснилось: путь на такси из Симферополя до Евпатории в нынешнем сезоне ценят в 1200-1400 рублей. Забегая вперед, скажем: дикого наплыва российских туристов сезон пока не продемонстрировал. Поэтому рассказы крымчан о массовом подъеме цен на всё «в связи со значительным ростом числа курортников» напоминают мне восточную мудрость: «сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет».

Крымский мост сегодня превращается в прекрасную трассу: не верится, что всего 6 лет назад мы ехали по этой дороге мучительно долго и наши тела почти ежеминутно отмечали ямы на дорогах. Особенно тоскливо выглядели остановки в сельских пунктах, выходившие к главной крымской магистрали. По-южному ярко одетые женщины на фоне осыпавшихся бетонных стен и оголившейся арматуры смотрелись персонажами триллера.

Теперь – не то. Свежая трасса дает автомобилю мягкий ход, подробная разметка – респектабельность. В районе населенных пунктов обустроены шумозащитные экраны, пешеходные мосты над трассой (порой ведущие незнамо куда), заправочные станции с кафе, гостиницами и дорогими (в два раза!) туалетами – все это приметы нового Крыма, каким он станет… наверное, однажды станет.

Дорога из Симферополя до Евпатории обычно занимает около 50 минут, ну час. Мы ехали почти полтора. На трассе делали ремонт. Крымчане год из года возмущаются фактом, что ремонт на дорогах, ведущих к курортам, начинается поздней весной и продолжается летом – тогда, когда машины с туристами запруживают все пути Крыма, и этот поток, попадая в зоны ремонта, создает многочисленные пробки. Однако для нашего таксиста пробки на курорт стали той площадкой, где он смог показать свое мастерство. Не скрывая артистизма, он по-наглому объезжал вереницы автомобилей и рассказывал, как они, местные, всегда знают, как укоротить туристу дорогу к морю.

Кругом вода

Крым встретил дождем. Три дня практически беспрерывного дождя, переходящего в ливни – никогда раньше не встречала такого в Евпатории. Но ничего подобного тому, что случилось в Ялте, с Евпаторией не произошло. На четвертый день вакханалии небес солнце с самого утра высушило улицы, и напоминанием о большой воде осталась только грязь на пешеходных тротуарах и водоросли у берегов пляжей. Тротуары местные коммунальщики трогать не стали – им бы с мусором справиться. А вот с неприятными водорослями на разных участках песчаного побережья Евпатории боролись не по инструкции.

На курортах Крыма многие пляжи сдаются в аренду, поэтому каждый хозяин участка следит за ним в силу своего понимания порядка. Где-то берег очистили, а на нашем любимом пляже на набережной Горького выброшенные волной водоросли стали счищать обратно в море

Нестандартный метод привлек внимание многих отдыхающих. На возмущения людей в плавках подростки с граблями парировали безапелляционно: «Нам хозяин сказал, что водоросли соберет катер в воде»

Судя по всему, за две недели у катера так ничего и не получилось…

Впрочем, мне, как человеку моря, ничто не мешает плавать – ни штормовые выбросы, ни нашествие медуз, ни холодная вода. В нынешнем году сезон считается поздним – в двадцатых числах июня температура воды в море поднималась до 18-19 градусов, редко – до 22. Зато в сочетании с температурой воздуха 26-28 градусов и легким степным ветерком природа давала ощущение полного комфорта.

Крым всегда был территорией контрастов. Он таким и остался. В Евпатории практически умер самый лучший, расположенный в сердце города парк с южным названием «Курзал им. Фрунзе». Вид с главного входа (от которого не осталось даже намека) падает прямо на ржавый остов симпатичного некогда ресторанчика «Джуманджи». И в таком виде останки модного места находятся несколько лет.

Болью отзывается в душе состояние «Поляны сказок», которая была создана советскими художниками по произведениям А.С. Пушкина. Сегодня на «Поляне» наставили героев современных мультиков (Машу, Медведя и т.п.), от посторонних глаз экспонаты скрывают высокие нестриженые кусты; вход на территорию – платный. Здесь же с перекошенной крышей стоит большой сказочный замок, построенный на излете 80-х. В девяностых его стали передавать в аренду под летние рестораны, клубы… В этом году, кажется, не сложилось.

Для меня радостной приметой перемен стало возвращение в город роз. В советские времена розы были визитной карточкой Евпатории. В начале 90-х они исчезли с улиц как вид и вдруг – нечаянная радость: розы просто заполонили весь центр города. Высокие, выше роста человека, они украшают главную площадь, высажены вдоль пляжей, вошли в небольшие парки, восстановленные буквально за два последних года. Они создают не просто новую «картинку» места, они работают на атмосферу, оставаясь в памяти отпускника прекрасным благоуханием курортного города.

Безопасность

Несмотря на всеобщую расслабленность Крыма, в крупном супермаркете на кассе не отпускают товар человеку без защитной маски. Когда в дорогом магазине спиртных напитков мы зазевались без маски, нас заставили повязать защиту и только потом допустили к оплате товара. На улице и пляжах маски носить не нужно. Там, как в былые добрые времена, ходят девушки разных возрастов с предложением пахлавы, кукурузы, домашнего вина и свежевыпеченных плюшек. И люди покупают!

Непривычно обеспечение безопасности на дорогах Крыма. В последние годы все привокзальные территории обнесены сеткой, а в здание вокзала можно пройти только через металлоискатель.

Евпатория: бюджетный отдых в Крыму

Отдых в Крыму по-прежнему можно считать бюджетным. Квартиры и летние домики со всеми удобствами в июне-2021 евпаторийские собственники сдавали за 1400-2000 российских рублей в сутки, место в гостевом пансионате – от 1600 рублей (1$ = 71,75 рубля).

Российские рубли лучше приобретать перед поездкой в Беларуси – в Крыму обменять СКВ на местную валюту можно только в банках. Зато в Евпатории на своем обычном месте у центрального рынка я увидела валютчика, знакомого по 90-м. Кажется, работает.

В 2014 году многие рестораны стали работать как столовые, так что сегодня в Евпатории целый ряд столовых имеют по-настоящему ресторанный вид, но отличаются сдержанной ценой на блюда. В среднем семья из трех человек за полноценный обед в столовой оставляет 1000 рублей. По наблюдениям, готовить дома с целью экономии бессмысленно – разница в стоимости питания выйдет незначительной.

Вино в Крыму прекрасно, даже если его приобретать в тетрапаке. Но бумажная упаковка теперь встречается крайне редко. Цены на вина очень разнятся. При этом вино за полтысячи рублей можно купить в затрапезном магазинчике шаговой доступности, когда его аналоги в престижном супермаркете наполовину дешевле. Цена на сухое вино крымских производителей стартует от 230 рублей, на крепленое производства «Массандра» – от 330.

Фрукты и овощи, необходимые крымскому курортнику, есть на каждом углу в курортной зоне. Чем ближе к морю, тем цена выше. Если есть склонность к экономии, за витаминами можно съездить на рынки. Разница на килограмме зеленого продукта будет составлять от 100 до 250 рублей.

Рассчитывая стоимость отдыха в Крыму, нужно исходить из расчета 10 долларов в сутки на человека при скромных запросах. Если в семье есть маленькие дети и подростки, для которых в Евпатории созданы массовые аттракционы и развлечения, условную сумму «прожиточного минимума» нужно увеличить как минимум вдвое. Если добираться до Крыма наземным путем, общая сумма, выделенная на отдых в течение 10-11 дней, может быть ограничена 600 у.е. на человека.

Результаты ПЦР-исследования для въезда в РФ

Собираясь в Россию, надо записаться заранее на прохождение ПЦР-исследования. Для въезда сегодня необходимы результаты ПЦР-анализа в приложении «Путешествую без COVID-19». Это не новость. В середине июня отображение отрицательного результата в приложении «Путешествую без COVID-19» для белорусов уже было обязательным.

Если у кого-то есть психологический барьер к этому требованию, отбросьте. Это просто: записаться на сайте Брестского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья на дату за два-три дня до пересечения границы (анализ считается действительным в течение 72 часов). В назначенный день приехать в центр, буквально за 5 минут оформить заявку, открыть рот… и во второй половине дня – за результатом. Результат выдается в письменном виде и параллельно отображается в приложении «Путешествую без COVID-19» на смартфоне. Информация в смартфоне держится те самые трое суток, после исчезает.

За месяц перед поездкой наша семья прошла курс вакцинации. Это дало то чувство свободы, о котором говорят многие «уколотые». Кстати, в России вакцинацию как явление рекламируют знаменитости. В людных местах можно увидеть рекламные баннеры с лицами Владимира Машкова или Чулпан Хаматовой, которые личным примером призывают поставить укол.

«Коридоры» в Россию

Для пересечения белорус- ско-российской границы гражданам РБ выделены «коридоры». Один из них – поезд №302 «Минск – Адлер». Используя этот путь, брестчане могут выстроить логистику: из Бреста в столицу ранним «Штадлером», пересадка в Минске на пассажирский состав «Минск – Адлер» до Краснодара (41 час), потом на частной маршрутке или автобусе «Краснодар – Симферополь». И уже из столицы Крыма на любой курорт полуострова.

Сегодня белорусу в Крым можно попасть только объездной дорогой. Из Бреста в нашу любимую Евпаторию – около 3000 километров. Состав «Минск – Адлер» позиционируется как «пассажирский», на практике это означает: в иных российских городах стоянка составляет 45-50 минут, а то и больше часа. Но на российских железных дорогах не мы заказываем музыку.

Поезд белорусского формирования достаточно комфортный. В вагоне – кондиционер, биотуалет, розетки для зарядных устройств (не в каждом купе, но есть). Из Минска поезд отправляется в 12:20, и пассажир проводит на полке остаток дня, ночь, день, ночь…

В 5:39 третьих суток мы прибыли в Краснодар. Здесь предстояла пересадка с поезда на автобус. Три места на ближайший рейс до Симферополя мы заказывали из Бреста по телефону сервисного центра автовокзалов Краснодарского края. В начале мая оператор сказала: «Приобретение билетов – в любой кассе автовокзала».

И надо признать, касс на автовокзале Краснодара (на привокзальной площади) великое множество. Но в полшестого утра работала только одна. В окошко выстроилась длинная нервная очередь. Мы встали в хвосте, откуда, однако, была хорошо заметна невозмутимая работа кассира. Скорость ее движений демонстрировала очевидное: нервная очередь – это ее будни, которые надо принимать как издержки профессии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий